Bash — популярный командный интерпретатор, используемый в юниксоподобных системах, например, в GNU/Linux. Это программа, которую называют оболочка либо шелл (shell), а само название «bash» является сокращением от «Bourne Again Shell».
Интерпретатор Bash принимает команды, передавая их операционной системе. Чтобы осуществлялось взаимодействие с ОС, применяются терминалы (gnome-terminal, nxterm и прочие).
Основные команды
1. man
Отображает руководства по командам. К примеру, последующая команда выдаст все данные о команде cat:
$ man cat
2. cat
Cчитывает файл, переданный в качестве аргумента, с выводом его содержимого по стандартному каналу вывода. При передаче нескольких файлов в виде аргумента происходит вывод конкатенированного содержимого всех файлов.
3. echo
Осуществляет вывод своих аргументов по стандартному каналу вывода. Пример:
$ echo Hello World
Hello World
4. head
Читает лишь первые десять строк любого переданного текста, выводя их по стандартному каналу. Можно изменить количество выводимых строк:
$ head -50 test.txt
5. tail
Работает аналогично head, однако читает строки с конца:
$ tail -50 test.txt
Дополнительно есть возможность просматривания добавляемых к файлу строк в режиме реального времени, используя флаг -f:
$ tail -f test.txt
6. less
Позволяет перемещаться куску текста либо переданному файлу в обоих направлениях.
$ less test.txt
$ ps aux | less
7. true и false
Первая всегда возвращает ноль в качестве выходного статуса для индикации успеха, вторая, соответственно, не ноль в качестве выходного статуса для индикации неудачи.
$? — это переменная, содержащая выходной статус последней запущенной команды. Выходной статус — код возврата программы. Пример:
$ true
$ echo $?
0
$ false
$ echo $?
1
8. grep
Служит для поиска переданной строки в указанном файле. Пример:
$ cat users.txt
user:student password:123
user:teacher password:321
$ grep 'student` users.txt
user:student password:123
9. sed
Потоковый редактор, который преобразует входные текстовые данные. Используется для замены выражений следующим образом: s/regexp/replacement/g. К примеру, в следующем коде произойдёт замена всех слов «Hello» на «Hi»:
$ cat test.txt
Hello World
$ sed 's/Hello/Hi/g' test.txt
Hi World
10. history
Выводит историю командной строки. Часто используется совместно с grep при поиске конкретной команды. В коде ниже будут найдены все команды, которые содержат строку g++:
$ history | grep g++
155 g++ file1.txt
159 g++ file2.txt
11. export
Устанавливает переменные окружения для их передачи дочерним процессам. Допустим, так мы можем передать переменную name, имеющую значение vasya:
$ export name=vasya
12. ps
Выводит данные о запущенных процессах. Пример:
$ ps
PID TTY TIME CMD
35346 pts/2 00:00:00 bash
13. awk
Находит и меняет текст в файлах на основании заданного шаблона:
awk 'pattern {action}' test.txt
14. wget
Закачивает файлы из интернета, помещая их в текущий каталог.
15. ping
Служит для тестирования сетевого подключения. Пример:
$ ping google.com
PING google.com (74.125.224.34) 56(84) bytes of data.
64 bytes from lax17s01-in-f2.1e100.net (74.125.224.34): icmp_req=1 ttl=57 time=7.82 ms
--- google.com ping statistics ---
1 packets transmitted, 1 received, 0% packet loss, time 8ms
rtt min/avg/max/mdev = 7.794/8.422/10.792/0.699 ms
Статистика в конце отображает число подключений, которые были совершены до завершения команды.
Запустить оболочку в не интерактивном режиме можно с помощью команд:
Запустить оболочку в не интерактивном режиме можно с помощью команд:
sh скрипт
bash скрипт
Комментарии
Сценарии могут содержать комментарии. Комментарии — это операторы, их можно размещать в сценарии оболочки, но который игнорируется при исполнении. Комментарии должны начинаются с символа # и продолжаются до символа новой строки. Например:
#!/bin/bash
# Сценарий выведет имя пользователя
whoami
Переменные
Оболочка позволяет создавать и удалять переменные, а также выполнять операции над ними. Переменные в bash могут находиться в 3-х областях видимости:
Локальные переменные — это обычные переменные внутри одного сценария. Они не доступны другим программам и сценариям, которые запускаются с этой оболочки.
Объявляются переменные с помощью символа = (перед и после= нет пробелов), а к их значениям обращаются с помощью символа $:
name="Вася"
echo $name # вывод значения
unset name # вывод переменной
В bash есть много переменных окружения, которые достаточно часто встречаются в сценариях, например:
HOME - путь к домашнему каталогу пользователя;
PATH - список каталогов, в которых оболочка ищет исполняемые файлы;
PWD - путь к рабочему каталогу;
RANDOM - формирует целое случайное число;
HOSTNAME - имя компьютера, на котором выполняется оболочка.
Переменные оболочки — это переменные, которые устанавливаются оболочкой и необходимы ей для корректной работы. Эти переменные имеют имена порядкового номера ($ 1, $ 2, $ 3, …) и содержат аргументы, которые передавались сценарию при запуске, как:
./some_script.sh VAL1 VAL2 # внутри сценария $1='VAL1', $2='VAL2'
Массивы и списки
В bash также есть возможность работы с массивами. При работе с ними часто пользуются переменной окружения IFS — разделителя полей для входных строк (IFS — Input Field Separator).
По умолчанию IFS равен символу пробела, но может быть изменен для разбиения строки на элементы массива, например, запятыми. Объявить массив можно следующим образом:
files[0]=Гараж
files[1]=Котел
echo ${files[*]} # напечатает элементы массива без учета
IFS echo ${files[@]} # напечатает элементы массива с IFS в качестве разделителя
Получить доступ к элементу массива можно с помощью срезов: $ {arr: 0: 1}. Удалить первый элемент массива можно с помощью сдвига: shift arr. Добавить в элементы в массив: arr = («$ {arr [@]}» «Item 1» «Item 2»).
Результаты операций
Присвоить переменной результат работы команды или арифметических операций можно с помощью апострофов, или конструкции $ (выражение):
now=`data +%T`
# или
now=$(data +%T)
echo now # 14:06:24
Арифметические операции необходимо помещать в двойные скобки:
foo=$(( ((10 + 5*3) – 7) / 2 ))
echo $foo #> 9
Потоки
Файл с которого происходит чтение, называют стандартным потоком ввода, а тот в который происходит запись, соответственно — стандартным потоком вывода. В bash есть три стандартных потока:
0 stdin ввод
1 stdout вивод
2 stderr поток ошибок
Для перенаправления потоков используют основные операторы:
> - перенаправление потока вывода в файл (файл будет создан, или перезаписан)
>> - дописать поток вывода в конец файла;
< - перенаправляет данные из файла в поток ввода;
<<< - чтение данных из строки, вместо всего содержимого файла (работает для bash 3+)
2> - перенаправляет поток ошибок в файл (файл будет создан, или перезаписан)
2>> - дописать ошибки в конец файла.
Каналы
Стандартные потоки можно перенаправить не только в файлы, но и на вход других сценариев. Соединение потока вывода одной программы с потоком ввода другой называют каналом или пайпом (pipe).
Ниже приведен простой конвейер из трех команд: команда1 перенаправляет свой вывод на вход команды2, которая, в свою очередь, перенаправляет собственный вывод на вход команды3:
cmd1 | cmd2 | cmd3
Конвейеры
Конвейеры — это команды, которые соединены операторами ;,&&, ||для выполнения в определенной последовательности.
Условные операторы
В bash поддерживаются два оператора ветвления: if и case. Оператор if выполняет определенный блок указаний, в зависимости от условия.
Условие помещают в двойные квадратные скобки [[ … ]], которые bash рассматривает как один элемент с кодом выхода.
Внутри блока операторов помещенных в [[ ]] разрешается использовать операторы && и ||. Например:
# Однострочная запись
if [ ... ]; then echo "true"; else echo "false"; fi;
## Вложенные условия
if [ ... ] && [ ... ]; then
...
elif [[ ... && ... ]]; then
...
else
...
fi;
Если необходимо сделать выбор из нескольких альтернатив, пригодится оператор case. Принцип его работы:
case "$ext" in
(jpg|jpeg)
echo "Это изображение в формате jpeg."
;;
png)
echо "Это изображение в формате png"
;;
gif)
echo "А это ))"
*)
echo "Оу! Это вообще не изображение!"
;;
esac
В примере оператор проверяет значение переменной $ext на совпадение с одним из шаблонов и в случае совпадения выполнит соответствующий блок кода.
Циклы
Bash дает пользователю возможность организовывать циклическое выполнение инструкций при помощи циклов: *
while
for
*select
while
Оператор while описывается следующим образом:
while условие do
тело
done
Интерпретатор в первую очередь выполняет команды, описанные в условии. Если результат выполнения нулевой, то выполняется тело, а после ее выполнения, переход к следующей итерации, в противном случае происходит выход из цикла.
for
Цикл for выполняет тело для каждого элемента из списка. Синтаксис цикла for:
for имя in элемент1 элемент2 ... элементN do
тело
done
В качестве элементов обычно используют различные шаблоны (wildcards). Очень удобно применять for для прохождения по каталогам и выполнения операций над группой файлов.
select
Цикл select помогает организовать удобное меню выбора и применяется тогда, когда пользователь должен выбрать один элемент из предложенного списка. В общем цикл select имеет такой же синтаксис, как и цикл for:
select ответ in элемент1 элемент2 ... элементN do
тeло
done
При выполнении этого оператора, все элементы из списка высвечиваются на экране со своими порядковыми номерами в виде списка вариантов ответа, после списка выводится специальное приглашение для ввода.
Функции
Объявление функции имеет следующий вид:
Имя функции () {
команды
}
Имя функции # обращение к функции
Объявление функции обязательно должно предшествовать ее первый вызов. Обращение к функции происходит путем указания ее имени в качестве команды.
Функция может принимать аргументы и возвращать после своего выполнения результат — код выхода. Функция обращается к своим аргументам точно так же, как и к локальным переменным, с помощью позиционных переменных — $1, $2 и тд.
Результат работы можно возвращать с помощью команды return.
Отладка сценариев
Оболочка дает несколько средств для отладки сценариев. Для активации режима отладки, он должен быть запущен с помощью специальных опций. Первая строка сценария должна иметь вид:
#!/bin/sh опция
Можно выбирать среди следующих функций:
–n - читать все команды, но не выполнять их;
–v - выводить все строки по мере их обработки интерпретатором;
*–x- выводить все команды и их аргументы по мере их выполнения.
Для отладки сценария частями, нужный фрагмент отмечают вызовом команды set с помощью соответствующей опции из таблицы.
Причем, для включения режима отладки, перед опцией указывают символ -, для отключения режима отладки используют +:
Причем, для включения режима отладки, перед опцией указывают символ -, для отключения режима отладки используют +:
set –x # включаем режим отладки
...
set +x # выключаем режим отладки