IP-телефония (VoIP) — телефонная связь по протоколу IP. Под IP-телефонией подразумевается набор коммуникационных протоколов, технологий и методов, обеспечивающих традиционные для телефонии набор номера, дозвон и двустороннее голосовое общение, а также видеообщение по сети Интернет или любым другим IP-сетям.
Сигнал по каналу связи передаётся в цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить избыточность информации и снизить нагрузку на сеть передачи данных.
История появления IP-телефонии
В 1995 году появился первый образец интернет-телефонии от израильской компании «VocalTec». Но работал он односторонне, по принципу раций, требуя идентичного программного обеспечения у пользователей, между которым осуществлялась связь. Также в то время довольно часто данные терялись в ходе передачи в основном из-за низкой скорости Интернета того времени.
Вплоть до 1996 года IP-телефония развивалась по принципу передачи информации от компьютера к компьютеру с использованием программ-коммуникаторов. Но в 1997 году произошла интеграция телефонных сетей с так называемыми «пакетными» сетями, фактически с сетями Интернета, что стало возможным благодаря принятию стандартного протокола передачи данных Н323.
Н323 разрабатывалась как средство поддержки мультимедийных конференций в пакетных сетях. Сети по рекомендации Н323 ориентировались на интеграцию с ТфОП (телефонная сеть общего пользования). Рекомендация Н323 является зонтичной, то есть включает группу протоколов, которые можно разделить на:
протокол регистрации и запроса разрешения на установление соединения RAS;
протокол установления и разъединения соединений (H.225.0);
протокол управления логическими каналами (Н.255).
В 2002 году с развитием популярности нового протокола SIP, появившегося еще в 1999-м, пакетная телефония начала активно внедрятся. Еще через 3 года при помощи нового маршрутизатора VoIP стала возможной работа телефонии без включения компьютера.
SIP (Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса) — протокол передачи данных, описывающий способ установки завершения пользовательского интернет-сеанса, включающего обмен мультимедийным содержимым.
Подключение и настройка IP-телефонии
Для использования технологии требуются доступ к Интернету и соответствующее для этого оборудование: роутеры, маршрутизаторы, серверы и т.п.
Программное подключение к IP-телефонии заключается в установке на компьютер, ноутбук или гаджет соответствующего приложения, поддерживающего связь по протоколу, обеспечивающему работу IP-телефонии. Примеры таких программ: NetCall, Sippoint, iTaxofon.
Преимущества IP-телефонии
Можно подключить, как прямой городской номер, так и бесплатный «8-800»;
Низкая стоимость по сравнению с традиционной телефонной связью;
Нет географической привязки (можно переезжать на другой адрес, при этом ваш номер телефона сохраняется);
Возможность принимать звонки с офисного телефона, находясь у себя дома;
Все звонки в офис с легкостью переправляются в любой филиал, офис, или магазин;
Приветствие и голосовое меню (IVR);
Очереди ожидания;
Черные списки;
Диалоговые формы (шаблоны поведения) для операторов во время звонка;
Закрепление абонентов за определенными операторами;
Формирование базы клиентов;
Планирование звонков;
Интеграция с CRM-системами и любыми базами данных;
Телемаркетинг (продажа на прямую по телефону).
Стоимость IP-телефонии
Главные факторы, влияющие на ценообразование в области IP-телефонии:
общая протяженность сети;
количество абонентов, к которым она подключается (подразумеваются рабочие места);
особенности оборудования сети, от чего зависит уровень сложности установки;
цена на оборудование;
сроки реализации проекта (учитывается необходимость работы в вечернее время и выходные или отсутствие таковой).