Переменные и типы данных в C++.



Как и в любом языке программирования в C++ есть переменные и типы данных и сегодня мы поговорим об этом.

Из школьной математики вы должны помнить что переменная — это «ячейка» оперативной памяти компьютера, в которой может храниться какая-либо информация.

В программировании переменная, как и в математике, может иметь название, состоящее из одной латинской буквы, но также может состоять из нескольких символов, целого слова или нескольких слов. В языке С++ прежде чем использовать переменную, ее необходимо объявить, но сперва поговорим о типах данных.

Типы данных

В языке С++ все переменные имеют определенный тип данных. Например, переменная, имеющая целочисленный тип не может содержать ничего кроме целых чисел, а переменная с плавающей точкой — только дробные числа. Тип данных присваивается переменной при ее объявлении или инициализации.

Основные типы данных в C++

int — целочисленный тип данных.
float — тип данных с плавающей точкой.
double — тип данных с плавающей точкой двойной точности.
char — символьный тип данных.
wchar_t - расширенный символьный.
bool — логический тип данных.
  

Размер типа int не определяется стандартом, а зависит от компьютера и компилятора. Для 16-разрядного процессора под величины этого типа отводится 2 байта, для 32-разрядного — 4 байта.

Типы данных с плавающей точкой хранятся в памяти компьютера иначе, чем целочисленные. Внутреннее представление вещественного числа состоит из двух частей — мантиссы и порядка. Мантисса — это число, большее 1.0, но меньшее 2.0. Поскольку старшая цифра мантиссы всегда равна 1, она не хранится.

Для величин типа double, занимающих 8 байт, под порядок и мантиссу отводится 11 и 52 разряда соответственно. Длина мантиссы определяет точность числа, а длина порядка — его диапазон.

Под величину символьного типа char отводится количество байт, достаточное для размещения любого символа из набора символов для данного компьютера, что и обусловило название типа. Как правило, это 1 байт. Тип char, как и другие целые типы, может быть со знаком или без знака. В величинах со знаком можно хранить значения в диапазоне от -128 до 127. При использовании спецификатора unsigned значения могут находиться в пределах от О до 255. Этого достаточно для хранения любого символа из 256-символьного набора ASCII. Величины типа char применяются также для хранения целых чисел, не превышающих границы указанных диапазонов.

Тип wchar_t предназначен для работы с набором символов, для кодировки которых недостаточно 1 байта, например, Unicode. Размер этого типа зависит от реализации. Строковые константы типа wchar_t записываются с префиксом L, например, L»Gates».

Величины логического типа bool могут принимать только значения true и false, являющиеся зарезервированными словами. Внутренняя форма представления значения false — 0 (нуль). Любое другое значение интерпретируется как true. При преобразовании к целому типу true имеет значение 1.

Кроме перечисленных, к основным типам языка относится тип void, но множество значений этого типа пусто. Он используется для определения функций, которые не возвращают значения, для указания пустого списка аргументов функции, как базовый тип для указателей и в операции приведения типов.

Объявление переменных

Объявление переменной происходит просто. Сначала указывается тип данных для этой переменной а затем название этой переменной.

int a; // объявление переменной a целого типа. 
float b; // объявление переменной b типа данных с плавающей точкой. 
double c = 14.2; // инициализация переменной типа double. 
char d = 's'; // инициализация переменной типа char.
wchar_t = L'Gates'; // инициализация переменной типа wchar_t.
bool k = true; // инициализация логической переменной k.
  

Запомните, что в C++ оператор присваивания (=) — не является знаком равенства и не может использоваться для сравнения значений. Оператор равенства записывается как «двойное равно» — ==.

Для закрепления материала мы напишем простую программу-калькулятор, которая будет принимать от пользователя два целых числа, а затем определять их сумму. Попробуйте сами напечатать код который я напишу. Копировать это неблагородное дело.

Как я и говорил в предыдущей статье «Первая программа на С++.» я использую Visual Studio 2012 для написания и компиляции программы.

#include "stdafx.h"
#include <iostream>

using namespace std;
 
int main() 
{ 
    setlocale(0, ""); // строка для того чтобы консоль правильно
                     // выводила кириллицу, иначе будут иероглифы.
    int a, b; // объявление двух переменных a и b целого типа данных. 
    cout << "Введите первое число: "; 
    cin >> a; // пользователь присваивает переменной a первое значение. 
    cout << "Введите второе число: "; 
    cin >> b; // пользователь присваивает переменной b второе значение.
    int c = a + b; // новой переменной c присваиваем 
                  // значение суммы введенных пользователем данных. 
    cout << "Сумма чисел = " << c << endl; // вывод ответа. 
	system("pause"); // запрещает консоли закрываться,
                    // пока пользователь не нажмет Enter.
    return 0; 
}
  

Вот так будет выглядеть наш примитивный калькулятор:




В комментариях к данному коду я написал полный его разбор. Думаю все будет понятно. Хочу заметить только что я использовал новую для вас конструкцию — cin >>. С помощью нее у пользователя запрашивается ввод значения переменной «a» с клавиатуры. Аналогичным образом задается значение переменной «b».

После написания данного примера сделайте аналогичный калькулятор с умножением или вычитанием переменных. Не бойтесь издеваться над программным кодом, потому что ошибки — неотъемлемая часть обучения любому делу.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *